Реализовывая принцип равного
обучения в сфере здорового образа жизни, волонтёры-инструкторы, учащиеся 10 «А»
класса ГУО «Средняя школа СШ№ 11 г. Лиды» подготовили информационно-просветительские мероприятия по следующим темам:
«Вне зависимостей»
«Курить или не курить: вот в чём вопрос?»
«Семейные ценности»
«Риск и рискованное поведение»
«Гендерные роли и семейные ценности»
«Профилактика ВИЧ инфекции»
«Дизайнерские
наркотики»
Классный руководитель 8 «А», Дайлидко Катажина Олеговна, подготовила группу волонтеров-инструкторов для проведения занятий по принципу «равный обучает равного» .
Результатом работы группы является
подготовка мотивированных волонтёров (подростков, юношей и девушек), помогающих
своим сверстникам, а также людям с близким образовательным уровнем, социальным
статусом или тем, кто имеет общие интересы и потребности, приобретать новые
знания, развивать умения и навыки, формировать ценностные ориентации,
установки, направленные на здоровый образ жизни, сохранение репродуктивного
здоровья, на нравственное отношение к себе и другим людям, на безопасное и
ответственное поведение.
1.
Сущность равного обучения, или Что такое принцип «равный обучает равного»
Равное
обучение - процесс, при
котором подготовленные и мотивированные волонтеры (подростки, юноши и девушки)
помогают своим сверстникам, а также людям с близким образовательным уровнем,
социальным статусом или тем, кто имеет общие интересы и потребности,
приобретать новые знания, развивать умения и навыки, формировать ценностные
ориентации, установки, направленные на здоровый образ жизни, сохранение
репродуктивного здоровья, на нравственное отношение к себе и другим людям, на
безопасное и ответственное поведение.
Сущность равного обучения раскрывается через основные
понятия.
Принцип
«равный обучает равного» (РОР) - принцип, который обеспечивает передачу достоверной
социально значимой информации через доверительное общение «на равных»
подготовленных волонтеров-инструкторов со сверстниками, происходящее в форме
обучающих занятий, тренингов, акций, бесед, консультаций и т.д.
Сверстник -член определенной демографической
группы, близкий другим членам группы по возрасту.
Равный- это человек, принадлежащий к
определенной социальной группе, условно объединяемой на основе возраста,уровня
образования,социального статуса, вероисповедания, вида деятельности и т.д.
Волонтеры-инструкторы- добровольцы из числа учащихся (14
- 18 лет), прошедшие специальную теоретическую и методическую подготовку по
вопросам здорового образа жизни и культуры поведения на основе принципа «равный
обучает равного», обучающие сверстников близкого образовательного уровня.
Волонтеры-инструкторы передают знания, способствуют
формированию поведенческих установок, умений и навыков в области здорового
образа жизни, нравственности у равных по возрасту, образовательному уровню,
социальному статусу молодых людей путем проведения мероприятий по принципу РОР.
Педагог-консультант-педагог, прошедший специальную
теоретическую и методическую подготовку, осуществляющий подготовку и
сопровождение деятельности волонтеров-инструкторов со сверстниками по принципу
«равный обучает равного» в области здорового образа жизни и культуры поведения.
Предварительная подготовка и обучение педагога-консультанта
проводится в учреждении дополнительного образования взрослых (Академия
последипломного образования, региональный институт развития образования и др.)
и / или в общественном объединении, имеющем право заниматься подобной
деятельностью.
Педагог-консультант обучает, координирует действия
волонтеров-инструкторов, сопровождает их в процессе практической работы,
осуществляет информационно-методическую и организационную поддержку.
Теоретическую базу равного обучения составляют
несколько основных теорий и подходов. Рассмотрим некоторые из них.
Социально-когнитивная
теория(А. Бандура)
утверждает, что люди учатся непосредственно на личном опыте, а также
опосредованно, подражая поведению других людей, которые выступают для них в
виде ролевой модели, примера, образца для подражания. Такими образцами для
подростков, юношей и девушек являются равные им по возрасту, образовательному
уровню, социальному статусу и пользующиеся у них авторитетом молодые люди.
Жизненные навыки подростков, юношей и девушек формируются в процессе
практико-ориентированного обучения - как индивидуального, так и в группе
сверстников. Эта теория,потверждая тот факт, что равное обучение должно
основываться на ценностях и потребностях подростков, юношей и девушек, быть
практико-ориентированным, предполагает эффективность обучения сверстников
волонтерами-инструкторами.
Согласнотеории обоснованного действия поведение человека обусловлено
личностными субъективными установками, отношениями к тому или иному виду
поведения и его последствиям, а также нормативными установками, принятыми в
обществе и / или в социальном окружении человека. На подростков, юношей и
девушек оказывают влияние субъективные оценки их поведения со стороны
сверстников, а также нормы поведения, принятые в их социальном окружении.
Равное обучение предоставляет участникам возможности для получения признания,
одобрения со стороны сверстников. Личный пример, суждения
волонтеров-инструкторов равного обучения могут послужить мотивацией для
изменения поведения их сверстников.
В основутеории распространения инноваций положен принцип изменения
поведения личности под воздействием общества, его ценностей и норм. Влиятельные
лидеры общества выступают проводниками поведенческих изменений, трансформируют
традиционные модели и стереотипы поведения. В отношении равного обучения эта
теория предполает, что волонтеры-инструкторы равного обучения должны
пользоваться авторитетом и вызывать доверие у своих сверстников. Желательно
также, чтобы волонтеры-инструкторы обладали лидерскими способностями и
умениями, что даст им возможность в процессе неформального общения оказывать
положительное влияние и вызывать позитивные изменения в поведении конкретной
группы сверстников.
Теория
обучения через участие предполагает, что участие личности в решении собственных проблем является
необходимым условием изменения ее поведения. Равное обучение организуется таким
образом, что его участники в процессе обсуждения личностных или групповых
проблем сами принимают решения, находят способы преодоления трудностей.
Модель ИМПР
(информация, мотивация, поведенческие навыки и ресурсы) основана на комплексномподходе к
поведению, влияющему на здоровье человека. Эта модель включает четыре основных
фактора, определяющие поведение личности: информация («что»),мотивация
(«почему»),поведенческие навыки («как»),ресурсы («где»). Если программа равного
обучения не будет основана на комплексном подходе, то в ней будут отсутствовать
важнейшие компоненты изменения поведения. Все слагаемые модели должны
учитываться в процессе разработки и реализации программ равного обучения,
ориентированных на здоровый образ жизни.
Модель «Убеждения,
касающиеся здоровья»(Г. Хокбаум,
С. Кегельс, И. Розенсток) исходит из следующего:чем сильнее желание человека
избежать болезни или поправиться, чем больше его вера (убеждение) в то (том),
что определенные действия и поведение помогут избежать, предупредить, вылечить
заболевание, тем более вероятно, что человек будет действовать и поступать в
соответствии со своей верой и убеждениями. Волонтер-инструктор равного обучения
может сообщить своим сверстникам достоверную информацию в области здорового
образа жизни, профилактики вредных привычек и заболеваний, оказать им
психологическую поддержку, а также помочь преодолеть заблуждения относительно
их здоровья.
Согласносоциально-экологической
модели пропаганды здоровья равное обучение являетсячастью системы
пропаганды здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья людей.
Равное обучение может быть эффективным средством изменения мотивации,
установок, поведения как на личностном уровне, так и на уровне межличностных
отношений. Вместе с тем оно носит дополняющий характер и должно проводиться
одновременно с другими мероприятиями, направленными на изменение факторов
(социальных, культурных, экономических и т.д.), обусловливающих вредные
привычки, рискованное и асоциальное поведение подростков, юношей и девушек
[21].
Таким образом, теоретические положения и подходы,
положенные в основу равного обучения, потверждают его широкие возможности в
сфере обучения, формирования жизненных умений и навыков, изменения
установок, ориентаций, поведения подростков, юношества. Равное обучение в
значительной степени повышает эффективность существующих образователь-ных
программ и методик в области здорового образа жизни, сохранения здоровья,
формирования безопасного и ответственного поведения у подрастающего поколения.
Равное
обучениеосуществляется
в процессе специально организованных мероприятий или неформального общения
подростков, юношества. Оно может проводиться в группах или индивидуально в
различных условиях: в учреждениях образования,в других государственных
учреждениях и организациях, работающих с детьми и молодежью, а также с детскими
и молодежными объединениями.
Основные преимущества реализуемых программ
равного обучения заключаются в следующем:
Ø социальная значимость программ
равного обучения, участие в которых способствует формированию у подрастающего
поколения мотивации, знаний, умений и навыков здорового образа жизни,
содействует профилактике социально опасного поведения, вредных привычек,
заболеваний;
Ø равное обучение носит дополняющий
характер и может осуществляться при освоении обучающимися воспитательных
программ, реализуемых в учреждениях образования;
Ø обучение по принципу РОР может
выступать альтернативой традиционному подходу, когда педагог просто транслирует
информацию, а учащиеся являются пассивными слушателями;
Ø равное обучение ориентировано на
ценности, интересы и потребности подростков, юношей и девушек;
Ø научная обоснованность равного
обучения доказывает, что подростки, юноши и девушки могут в рамках специальных
занятий передать сверстникамнеобходимую достоверную информацию, соответствующую
их потребностям и интересам;
Ø в основу равного обучения
положены концепции свободного выбора, ответственности, сотрудничества
участников (равных по возрасту, образовательному уровню, социальному статусу и
т.д.);
Ø равное обучение создает условия
для самостоятельной деятельности
подростков и юношества, в том числе их
самостоятельности в процессе принятия управленческих решений, организации
деятельности, способствующей их самобразованию, саморазвитию, самореализации;
Ø равное обучение обусловлено
психологическими особенностями подросткового и юношеского возраста, а
именнозначимостью для подростков, юношей и девушек общения со сверстниками,
которые хорошо знают и понимают их интересы, потребности, стремления
и страхи;
Ø равное обучение предполагает
способность сверстников к взаимопониманию на основе общности ценностных
ориентиров, установоки жизненного опыта;
Ø равное обучение предусматривает
влияние авторитета и опыта сверстников на личностное развитие подростков,
юношей и девушек, так как именно со сверстниками они обсужают многие «горячие»вопросы,
включая взаимоотношения полов и репродуктивное здоровье;
Ø программы равного обучения
отличаются практической ориентированностью;
Ø участие в программах равного
обучения предоставляет широкие возможности для развития лидерских, коммуникативных
способностей, умений и навыков подростков, юношей и девушек;
Ø программы, методы и формы равного
обучения имеют экономическую значимость:не требуя больших материальных затрат,
они приносят экономические выгоды (например, снижают расходы на здравоохранение).
I.
Подростки, юноши и девушки участвуют во всех этапах разработки и реализации
программ равного обучения.Это условие подразумевает, что они вовлекаются в работу по всем аспектам
программы: это и целеполагание, и определение содержания, и планирование, и
выбор средств, методов и форм, а также реализация, мониторинг и оценка
эффективности. При этом подростки, юноши и девушки признаются в качестве равных
и основных субъектов взаимодействия.
II.
Педагог понимает и принимает ценности субкультуры подростков, юношества. Согласно этому принципу
ценности подростковой, юношеской субкультуры, нравственная позиция педагога по
отношению к участникам в процессе равного обучения рассматриваются как
основные приоритеты. Педагог должен признавать интересы и потребности
подростков, юношей и девушек (значимость общения со сверстниками, любви,
романтики, игры, поиска смысла жизни и т.д.), проявлять уважение к правам
большинства и меньшинства, а также мнению каждого участника.
III.
Планирование и реализация программ равного обучения осуществляется с учетом
гендерных особенностей подростков, юношей и девушек. Программа, методики и конкретные
мероприятия равного обучения исходят из интересов всех участников и
предоставляют юношам и девушкам равные возможности для участия, самореализации
и взаимодействия с акцентом на понимание специфики гендерных взаимоотношений.
IV. Равное
обучение обеспечивает отсутствие дискриминации по половому признаку.В процессе привлечения и подготовки
волонтеров-инструкторов, а также их практической работы со сверстниками не
допускается никакого ограничения в правах независимо от половой принадлежности.
V.
Программа равного обучения разрабатывается с учетом возрастных особенностей
подростков, юношества. Цели, содержание, средства, методы и формы равного обучения должны
соответствовать возрастным особенностям, интересам и потребностям молодых
людей.
VI. Любая
деятельность в рамках программы равного обучения осуществляется в соответствии
с нормами морального кодекса равного обучения. В процессе разработки и реализации
программы и методик равного обучения необходимо учитывать определенные
нравственные требования, убеждения, которые в совокупности и составляют
моральный кодекс.К ним относятся:
- уважение, реализация и защита прав человека;
- учет социокультурных особенностей конкретного
сообщества;
- толерантность и разнообразие мнений участников
равного обучения независимо от социального статуса, возраста, вероисповедания и
т.д.;
- гендерное равенство и справедливость;
- защита личной чести и достоинства,
конфиденциальность;
- признание и защита ценностей, интересов и
потребностей личности;
- профилактика личностных проблем и конфликтов
межличностного взаимодействия;
- обеспечение своевременной, достоверной, точной и
доступной информацией, которую волонтеры-инструкторы могут передать
сверстникам;
- учет личностных проблем, недостатков, особенностей
волонтеров-инструкторов, которые могут повлиять на сверстников;
- демократический стиль взаимодействия
волонтеров-инструкторов со сверстниками (самостоятельное принятие решений,
самоуправление, отсутствие давления, открытость и доступность информации и
ресурсов, проведение дискуссий, дебатов, голосования, предложение компромисса и
т.д.)
Для осуществления эффективной
деятельности по организации и проведению равного обучения педагог-консультант
должен обладать определенными теоретическими
и методическими знаниями и умениями, в частности:
знанием:
- основных принципов, ценностей, стандартов,
теоретических положений равного обучения;
- содержания, средств, методов, форм равного обучения;
- медицинских и социокультурных основ здорового образа
жизни, сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний, вредных
привычек, рискованного поведения;
- психологических особенностей развития личности в
подростковом, юношеском возрасте;
- социально-психологических основ межличностного и
группового взаимодействия;
- содержания, средств, методов и форм подготовки и
педагогического сопровождения волонтеров-инструкторов;
умениями в области:
- моделирования и проектирования программ равного
обучения с учетом возрастных особенностей, ценностей, интересов, потребностей
подростков, юношей и девушек, а также конкретных социально-педагогических условий
учреждения образования;
- применения основных методов, форм равного обучения в
процессе взаимодействия с подростками, юношами и девушками;
- конструктивного взаимодействия в группе;
- использования основных методов, форм подготовки и
педагогического сопровождения работы волонтеров-инструкторов;
- осуществления мониторинга и оценки эффективности
процесса равного обучения в учреждении образования, с применением
соответствующих методов исследования, диагностических методик;
- коммуникации, организаторской деятельности.
Наряду со многими преимуществами
равного обучения необходимо отметить возможные трудности и проблемы:
- сложность в достижении устойчивости процесса равного
обучения (смена
волонтеров-инструкторов, различный уровень их
подготовки, практического опыта, возможный недостаток времени, ресурсов и др.);
- погрешности в оценке эффективности обучения по
принципу РОР (уровень и качество знаний, умений и навыков подростков, юношей и
девушек, степень их применения на практике, мотивации и т.д.), так как
результаты равного обучения могут проявиться спустя несколько лет;
- возможность негативного воздействия на сверстников
со стороны недостаточно мотивированных и подготовленных
волонтеров-инструкторов (они могут передавать неточную, недостоверную
информацию, подавать негативный пример, злоупотреблять положением, вызывать
конфликты в группах и пр.);
- отсутствие поддержки со стороны администрации
учреждения образования, которая может быть не заинтересована в эффективной
реализации равного обучения;
- незаинтересованность педагога-консультанта, который
организует равное обучение по распоряжению руководителя учреждения образования,
только потому, что это вменено ему в обязанность;
- авторитарный стиль деятельности
педагога-консультанта и / или волонтеров-инструкторов, подавляющий инициативу,
самодеятельность участников равного обучения;
- формализм, ориентация педагогов-консультантов и
волонтеров-инструкторов на количество, а не на качество проводимых мероприятий;
- недостаточная поддержка деятельности
педагога-консультанта, волонтеров-инструкторов (из-за незнания, непонимания,
незаинтересован-ности) педагогическим коллективом учреждения образования,
родительской общественностью.
Несмотря на вышеназванные трудности, организация
процесса равного обучения в учреждении образования может в значительной степени
повысить эффективность образовательной деятельности в области здорового образа
жизни и формирования культуры поведения подростков, юношества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий